«Путешествие длиною в жизнь
начинается с единственного шага….»
Лао Цзы
Для каждого человека его характер, привычные формы поведения, интересы в жизни во многом определяет дошкольное детство. Это первый шаг к самостоятельности, к выбору друзей, к определению своих способностей, первые достижения, друзья и даже первая влюбленность. И вместе с ним, эти первые шаги делает необычный человек. Кто-то называет его большим ребенком, кто-то маленьким взрослым, но сами дети знают его, как воспитателя.
Обычно эту профессию пророчат людям с организаторскими способностями и установкой на любовь к детям. Однако истории многих великих людей доказывают тот факт, что педагогика – это призвание, которое порой неожиданно для человека само находит его.
В моей семье таким призванием обладала мама. Мама научила меня видеть во всем красоту, удивляться простому и стремиться к великому. Мое детское путешествие было наполнено мудрыми сказками, ролями в домашних спектаклях, собственными опытами на даче, соревнованиями с друзьями в играх и конкурсах. Потом был профессиональный спорт и победы в команде, увлечение дизайном, последний звонок. И я задумалась: с чем связать свою жизнь так, чтобы каждый день был в радость тем, с кем ты рядом и себе самой?
Когда люди делают сложный выбор, им всегда на мгновенье хочется снова оказаться в детстве, где много радости и тепла, а трудный вопрос быстро решается. Заглянув в свое детство, я в какой-то момент осознала, что большой мир маленьких детей очень понятен мне. Мы словно говорили с ними на одном языке. Дети познают мир активно, радуются маленьким победам, как настоящие чемпионы, умеют замечать прекрасное, творчески подходить ко всему и принимать решения «здесь и сейчас». Они всегда в движении, поэтому им принадлежит будущее.
После такого открытия я начала своё путешествие в педагогическую профессию. Там каждый день не похож на предыдущий, нет времени скучать и ссориться из-за постоянного поиска нового и интересного. В свой путь, я собрала самое необходимое: атлас научного опыта известных ученых, карту образовательных технологий и инновационных разработок, путеводный журнал творческого мастерства.
Вы спросите, как же я ориентировалась в стране детства? Принцип педагогической справедливости В.А. Сухомлинского, истинный авторитет педагога у своих воспитанников А.С. Макаренко, сотрудничество как основная стратегия взаимодействия с детьми Д.Б. Эльконина и закон радостного активного развития Ш.А. Амонашвили – вот те ориентиры, которые помогали мне прокладывать свой маршрут педагогического мастерства. Навигатором выступали основные документы и программы современного образования. А дети с неиссякаемой инициативой познания, словно компас ориентировали меня в образовательном пространстве мира детства.
Со дня первого моего путешествия прошло уже больше восьми лет, но я каждый день записываю в свой путеводный журнал новые педагогические находки и идеи. И теперь я делаю это со своими воспитанниками – моими главными учителями в открытии своего призвания.
Я с удовольствием изучаю вместе с ними истории игрушек наших бабушек и их современных персонажей. Мы мастерим своих собственных героев, клеим им модную одежду и лепим необычные угощения. А какие семейные праздники получаются, когда каждый ребенок чувствует себя гостеприимным хозяином, а родитель желанным гостем! Принцип семейности стал для меня ориентиром как в работе с детьми, так и их родителями.
Я смело доверяю пятилетним капитанам штурвал, словно открывая им дверь во взрослую жизнь. И вот уже они как юные герои тех историй, с которыми мы знакомились, воплощают свою мечту в реальность, учатся уважать разные мнения и принимать достойные своим поступкам признания и похвалу!
Мы меняемся местами на наших занятиях в Малой Дошкольной Академии, и я следую за детским сердцем, помогаю пытливому уму находить ответы на тысячи «Почему?». Принцип команды позволяет осознать главное – мы все на одном корабле в океане познания себя через других и мира через себя.
Все великое начинается с малого – под таким девизом я открываю истории жизни, подвиги тех людей, имена которых мои воспитанники с гордостью теперь называют своими земляками и чтут их память. А потому наша Аллея Мира пестрит яркими красками цветов, каждый из которых посвящен герою и выращен воспитанником лично. Значит принцип – сохрани в себе лучшее – дает всходы и обретает живое очертание.
Так, шаг за шагом, вместе с детьми, родителями, коллегами я строю свою эффективную педагогическую стратегию воспитания поколения будущего. Ф. Гегель всегда удивлялся – как в воспитании люди прошлого могут воспитывать людей будущего? Ответ прост как все гениальное. Миссия педагога – сохранить лучшее, чтобы взошло новое. А потому моя профессия созидать мир вместе с теми, кому он принадлежит завтра! Это и есть результат признания дошкольного детства первой ступени в системе образования, как фундамента будущего великой страны.
Сделав со мной лишь первый шаг, сегодня они умеют сами покорять вершины социальной активности и нравственности, самостоятельности и ответственности, творчества и открытости. Ну, а я, каждую осень снова собираюсь в новое путешествие. Потому что моя профессия - это путешествие, длиною в жизнь…..
Интуиция в том, что мне понятен язык детства, выросла в осознанное ощущение счастья в своей профессии. Ведь счастье – это когда тебя понимают.
Однажды в мире Детства появился необычный взрослый.
- Кто ты? – спросили его дети.
- Я – воспитатель,– ответил он.
- Почему сюда попал именно ты? – уточнили они.
- А кто, если не я? – сказал воспитатель и отдал свое сердце детям.
- Как же ты будешь жить без сердца? – забеспокоились они.
- У нас теперь с вами одно сердце на всех – тихо сказал воспитатель.
- Чудес не бывает…. – осторожно произнесли они.
- Чудеса живут там, где в них верят, – ответил воспитатель.
- Я – верю, а вы? Ничего не ответили дети, только доверчиво посмотрели в глаза, трепетно взяли тёплыми ладошками его за руку и отправились в свое первое путешествие…..
Я не смотрю в будущее, я держу его за руку.
|